Патриотизм и религиозные войны. (Часть 1 цикла «Украина. Религиозные войны).

Представьте себе следующую ситуацию. Вы атеист. Вы долго и последовательно тратили свое время и силы на то, чтобы убедить религиозных фанатиков и мракобесов, что их верования прямо вредят их собственному благополучию, что церковь их обманывает и тому подобное. Боролись вы, допустим, с православием, ибо сталкивались с ним чаще, но подразумевали, что бога нет в принципе. Ни Будды ни Аллаха ни Макаронного Монстра. В борьбе с православием у вас были союзники и даже последователи, которые поддерживали многие ваши тезисы, сами рассказывали мракобесам о том как их религиозные лидеры наживаются на их наивности, призывали жечь храмы и изучать точные науки.

А потом произошел какой-то конфликт на религиозной почве и вы вдруг поняли, что ваши соратники и союзники совсем не атеисты, а лишь адепты другой религиозной конфессии. Что их претензии к православному мракобесию не от того, что они против мракобесия, а от того, что против православия. Что по их мнению только православному богу плохо приносить кровавые жертвы, а некоторым другим вполне даже почетно. И точные науки ваши былые союзники готовы изучать лишь в той мере, в которой данные науки ставят под сомнение существование «неправильного бога», а не бога вообще.

Именно так я себя чувствую последнее время. Как атеист в разгар религиозной войны.

Другая аналогия из «Обитаемого острова» Стругацких. Ты «выродок» не подверженный воздействию башен-излучателей, зомбирующих большинство населения. Твои друзья и знакомые такие же «выродки», на которых излучение башен не действует и ты наивно полагаешь, что вот те немногие, с кем можно общаться на основании логических аргументов не опасаясь, что излучение башен отключит у них рациональное мышление. И тут бац: башням с двух сторон увеличили мощность и дальность. И вот половина твоих знакомых «выродков» ранее презиравших марширующих зомби, к этим самым зомби присоединились, а другая половина, до которых в силу индивидуальных особенностей стало лучше доходить излучение башен Хонти, стали такими же марширующими зомби просто под мотивы маршей, транслируемых другими башнями.

В малом масштабе это ощущение уже возникало у меня во время прошлогоднего конфликта в Карабахе. Так сложилось, что у меня в ленте и среди знакомых есть ряд вроде бы либеральных и умных авторов из Армении/Азербайджана. Долгие годы критиковавших Путина и российский шовинизм с вполне себе современных позиций. Однако случилась война за Нагорный Карабах (бессмысленный безлюдный кусок территории, который моей «атеистической» точки зрения обеим сторонам было бы выгодно отдать соседу с доплатой). И те же самые вчера либеральные и современные авторы разразились во время войны множеством текстов такой степени шовинизма, что Соловьев с Гиркиным позавидуют. Их «атеизм» не выдержал проверки военной истерией.

Война нынешняя воспроизвела данную ситуацию в многократной степени.

Я редко пишу «в стол», но начиная с середины марта я написал несколько текстов, которые не опубликовал. Ведь когда «наши» (кто это «мы»? И какое я имею к «ним» отношение?) снаряды и мародеры убивают мирных жителей, вроде как неудобно и не правильно (да и соратники заклюют), писать с позиции отстраненного наблюдателя и вместо привычного обвинения во всем Путина (безусловного преступника, но сейчас не об этом) искать причины происходящего в более общих явлениях.

Однако последние недели спираль убийств и разрушений на земле и абсолютно симметричная ей спираль подавления любого здравого смысла в информационном пространстве обеих сторон, сделали свой очередной виток. И этот виток уже очевидным образом произошел не по воле одного злодея Путина, а вследствие действия тех религиозных верований (светской религии патриотизма), о которых я попробую порассуждать в этом и следующих постах.

Подробности будут в следующих, а во введении приведу лишь несколько базовых догматов «атеиста» от светских религий.

Я годами говорил и писал что «государственные интересы» – сущность выдуманная и жертв не стоящая, что территории в современном мире это не актив, а пассив, что суверенитет – благо которым пользуется один человек (или узкий круг элитариев), но за который платит все население страны, которое от «суверенитета» ничего кроме издержек не получает. (В первом комментарии набор моих публикаций на эту тему за долгие годы)

Я проповедовал все это применительно к российскому имперству и ура-патриотизму, борясь с ними. Но подразумевал, что отстаиваю универсальные законы, работающие в отношении любых стран. И что изживать архаичные предрассудки одинаково правильно и в России, и в Зимбабве, и в Украине.

Я считал и считаю идеологию гражданского патриотизм объективно вредной (по крайней мере на текущем историческом этапе) как для цивилизации в целом, так и для непосредственных носителей этой светской религии. Ровно как считаю вредным религиозный фундаментализм, ксенофобию, каннибализм и другие вещи, признававшиеся большинством населения высоко моральными в определенные исторические эпохи (человек отказавшийся съесть печень врага в обществе каннибалов был также порицаем, как сегодня отказывающийся защищать свою «родину»).

Я склонен рассматривать патриотическую мифологию в двух плоскостях: как военную технологию и как ментальный вирус (возможны и другие ракурсы, но ограничимся этими).

Патриотизм как военная технология имеет очевидные плюсы, заставляя не имеющих к тому никаких объективных причин солдат рисковать и жертвовать собой. Индоктринированная патриотической мифологией армия лучше воюет. И если от успеха патриотической пропаганды зависит общий успех в войне, то обе стороны не могут отказаться от ведения подобной пропаганды.

С другой стороны, у такой технологии есть очевидные бенефициары – элита соответствующих государств не важно защищающая или расширяющая свою сферу влияния. И очевидные проигравшие – основная масса населения, которая несет прямые издержки противоборства, не имея ни малейших шансов получить сопоставимые с птерями выгоды от приобретений/сохранений. Ведь приобретения в большинстве случаев сводятся лишь к изменению границ административного и экономического влияния соответствующих элит. (Редчайшие исключения, когда победа страны по соотношению издержки/приобретения может пойти на пользу ее населению, я разберу в отдельном посте. С текущей ситуацией они имеют мало общего).

Если же рассматривать патриотическую идеологию как ментальный вирус, то он может одинаково успешно реплицироваться как в головах простого населения, несущих издержки в любых вариантах, так в головах элиты, для которой подобный вирус создает не только выгоды в уже имеющемся противостоянии, но и риски провокации ненужных новых противостояний. Как любой успешный ментальный вирус он обладает развитым инструментарием как распространения от носителя к носителю, так и защиты от любых угрожающих ему идей, посредством названия их «бесовскими», «предательскими» «аморальными» и т.д. (нет места описывать тут подробно, желающие могут прочесть Р. Докинза «Вирусы мозга» ссылка ниже).

Данный ментальный вирус и до всякой войны был очень сильно распространен на территориях б. СССР. (Больше чем в современной ему западной Европе). И оставался важным фактором политического развития большей части постсоветского пространства все годы после распада СССР. Его незначительные «страновые мутации» выработали гораздо меньше различий, нежели осталось сходств исходного кода.

Однако любая патриотическая пропаганда увеличивает число носителей такого ментального вируса и активирует его у тех, чья форма болезни ранее была латентной. И именно этот вирус, а не решения отдельных политиков, сегодня является главной причиной продолжения войны и расширения ее масштаба.

Т.е. наблюдается замкнутый круг. С одной стороны сила патриотической индоктринации обеспечивает успех в войне и жизненно необходима для победы, с другой именно она увеличивает масштабы конфликта и число жертв. Повторюсь, что долгосрочно на текущем уровне развития цивилизации никакого позитива от этого вируса для носителей, на мой взгляд, не просматривается. Не важно в России, Украине или Зибабве.

Я прекрасно понимаю, что в условиях войны, любые тезисы работающие против патриотической мобилизации будут враждебно восприняты и пропагандой обеих сторон и большинством читателей, находящихся во власти этого вируса и под излучением башен. Поэтому не сомневаюсь, что мне «прилетит» с обеих сторон. Голос атеиста в разгар религиозной войны слаб. Однако свою миссию я всегда видел в защите рационального мировосприятия от эмоциональной эрозии.

Дальнейшие тексты будут структурированы примерно так:

1. Про параллели между религиозными войнами 15-17 веков и происходящим ныне. Реализации принципа «чья власть, того и вера» сегодня. О том, что религиозные войны начались не из-за Екатерина Медичи, не могли быть завершены чьей-то военной победой, и закончились лишь тогда, когда в головах большинства европейцев перестало господствовать мнение, что умирать и убивать во имя господа достойно и правильно.

2. О территориях как пассиве, рациональном взгляде на издержки и выгоды разных групп населения, «своих» и «чужих» территориях и прочем подобном.

3. Про внутреннюю логику и стратегии поведения сторон.

4. Наверняка из ваших комментариев по ходу вырастет еще что-то, либо будет модифицировано обозначенное выше.

This site is registered on wpml.org as a development site.