Переоценка ущерба противной стороне

В противостоянии вокруг Украины (и военном и экономическом) и его восприятии в информационных пузырях с двух сторон многократно воспроизводится один и тот же паттерн. Обе стороны постоянно переоценивают масштабы ущерба, который они нанесли/нанесут противнику.

Понятно, что люди в принципе склонны излишне оптимистично смотреть на собственные перспективы и видеть желаемое, а не действительное. Однако характерно, что ущерб который противник наносит/нанесет «нам» недооценивается обеими сторонами в гораздо меньшей степени, нежели переоценивается масштаб ущерба, который «мы» нанесли/скоро нанесем противнику.

В самом начале конфликта Путин (а с ним и значительная часть российской публики) переоценил свои возможности, наступая явно недостаточными для поставленных задач силами, но что важнее недооценил способности украинской политической и военной систем к сопротивлению. Можно, конечно, списать все это на идиотизм одного человека, однако миллионы «патриотически» настроенных россиян, из которых многие вполне имеют доступ к интернету и получают информацию не только из пропагандистских источников, также массово недооценивали способность Украины выдержать массированный военный удар.

Дальше настал черед западных санкций и их влияния на российскую экономику. Информационный пузырь сочувствующих Украине был переполнен самыми мрачными прогнозами и ожиданием краха чуть ли не через 2 месяца. В экономической сфере степень неопределенности заведомо меньше, чем в военно-политической, и было в целом не сложно посчитать, что реальный эффект санкций будет порядково меньшим, нежели ожидаемый. Однако многие уважаемые эксперты долго тиражировали заведомо несбыточные, но очень популярные в этом информационном пузыре апокалиптические прогнозы.

В период между концом марта и концом мая был такт меньшего масштаба, но в той же логике. Про-украинский информационный пузырь переоценил влияние потерь первого этапа войны на способности российской армии к наступлению, российский ура-патриотический – способность российской армии задавить противника огневой мощью и влияние ракетных ударов на украинскую экономику.

Сейчас мы наблюдаем третий такт неадекватных оценок обеих сторон по тому ущербу, который они причинили/способны причинить противнику. Сочувствующие Украине переоценивают влияние успешного наступления под Харьковом на способность российской армии продолжать войну, коллективный Путин вместе с ура-патриотами – свои возможности «заморозить» Европу и Украину этой зимой.

Ничего из ожидаемого сторонами снова не случится. Европа конечно испытает некоторые неудобства в энергетической сфере. Украина заметно большие неудобства. И то и другое будет ощутимо, но не фатально. В обоих случаях существует множество адаптационных механизмов. Никого поставить на колени не удастся. Путин тоже найдет возможности восполнить потери в живой силе и технике, не говоря уже про финансы и экономику, которые способны вынести конфликт подобной интенсивности не один год. Все это обернется дополнительными внутриполитическими и иными издержками но совершенно не фатальными для режима в обозримой перспективе.

Во время второй мировой, когда стороны вели тотальную войну, задействуя все доступные ресурсы, крупные потери, на поле боя или от бомбардировки важных заводов и правда могли быть фатальны и невосполнимы. В текущей войне обе стороны (учитывая что Украина опирается на западную помощь) пока задействовали лишь незначительную часть располагаемых ресурсов в чем их ни исчисляй. Если вынести за скобки применения ядерного оружия или прямое участие войск НАТО в конфликте, ни одна из сторон в принципе не способна нанести противнику фатальный неприемлемый ущерб. Ответом на любые потери будет лишь мобилизация дополнительных резервов. Все это может продолжаться очень и очень долго.

И важным фактором такого продолжения являются именно неадекватные оценки значимости ущерба для противника в общественном мнении обеих сторон. Они влияют, как напрямую, создавая у политического руководства ощущение, что надо еще немножко «додавить» и противник уступит, так и через общественное мнение, которое с обеих сторон воспримет сегодня как национальное предательство те условия, на которых реально можно было бы договориться с другой стороной. У Путина в этом смысле пространство для маневра больше, но тоже не безгранично.

В общем, несмотря на последние успехи, реалистичных перспектив сколько-нибудь быстрого завершения этого безумия я пока не вижу. Лишь расширяющуюся спираль взаимоуничтожения, подпитываемую wishful thinking с обеих сторон.

This site is registered on wpml.org as a development site.