Сегодня очередная годовщина пакта «Молотова-Риббентропа». Без меня найдутся и те, кто расскажет о вине Сталина в развязывании второй мировой войны, и те, кто в очередной раз расскажет о его мудрости. Меня больше интересует не Сталин, а мотивы и логика ныне живущих людей.
В частности некоторых «патриотов», которые до сих пор, упорно и последовательно, воспроизводят очевидно противоречащую всем известным фактам версию о том, что пакт был необходим СССР для того, чтобы «выиграть время» и лучше подготовится к неизбежной войне.
Абсурдность данной версии очевидна хотя бы из простого сопоставления того, как изменился баланс сил СССР и Германии между 1939 и 1941 годами.
Сравнивать общую стратегическую обстановку 1939 и 1941 даже как-то неловко. Вместо, пусть странного, но фронта во Франции 1939, в 1941 у немцев французская промышленность, вместо нейтральной Финляндии и Румынии эти страны стали союзниками Германии, вместо критического дефицита нефти и зерна, румынская нефть и зерновые ресурсы Восточной Европы.
В 1939 война с СССР для Германии в любом случае закончилась бы через несколько месяцев. Просто нечем было бы заправлять технику и голодно. (Не говорю уж о том, что в 1939 году численность немецких полевых войск «всего везде» была в 1,5 раза меньше, чем в 1941 будет развернуто только для вторжения в СССР. Их и в реальной истории 1941 на фронт шириной и глубиной в тысячи километров не хватило, а в 1939 о таком фронте было просто нелепо думать).
Если мы посмотрим на производство, военной продукции то мы увидим, что между сентябрем 1939 и июнем 1941 Германия «готовилась» в разы быстрее СССР.
Самый вопиющий показатель, конечно, танки. В 1939 году немецкая промышленность выпустила 434 танка против 2986 в СССР, а в 1941 3725 против 1672 за первые 6 предвоенных месяцев в СССР. Т.е. в 1939 году СССР производил в 6,9 раз больше танков чем Германия, а в первом полугодии 1941, на 10% меньше, чем Германия. Соотношение числа танков в войсках при этом снизилось с 1:4,7 в пользу СССР в 1939 до 1:3,6 в 1941 (всего везде). Еще год такой «подготовки» и соотношение бы достигло 1:2.
По другим основным видам вооружений изменение соотношение не столь драматично, но везде в пользу Германии. В 1939 году военная промышленность СССР была заметно, по ряду показателей в несколько раз, мощнее немецкой, а к июню 1941 немецкая военная промышленность либо сравнялась с советской, либо резко сократила отставание.
Кроме количества значение имеет и качество. Немецкие танки и в 1941 были хуже новых советских, но тот хлам, на котором немцы захватывали Польшу в 1939, в массе своей танками назвать сложно. А если бы Гитлер дал СССР «на подготовку» еще годик-другой, то в 1942/43 появились бы Тигры с Пантерами, которые уже были лучше современных им советских танков, в то время как СССР в реальной истории даже 85-милиметровую Т34 смог делать только на поставленных по ленд-лизу американских станках. У самих не выходило. Вообще достижение немецкой военно-инженерной мысли последних лет войны оставляют мало сомнений, что с течением времени техническое превосходство вермахта на Красной армией бы только увеличивалось.
Т.е. по всем мыслимым и немыслимым параметрам, тезис о «времени на подготовку» не выдерживает никакой критики. В 1939 у Германии просто не было реалистичной возможности осуществить крупномасштабное вторжение в СССР, а вторгнись вермахт в 1942 или 1943 годах с более чем 10 000 современных танков, разгром советских войск был бы гораздо более впечатляющим и быстрым. Время «мирной подготовки» работало однозначно против СССР.
Есть понятная, прямолинейная (а хитрые планы всегда выдуманы постфактум) версия того зачем Сталину был нужен пакт – он хотел оказаться «третьим радующимся».
Об этом довольно прямолинейно говорил и сам Сталин. См. например беседа с руководством Коминтерна 7 сентября 1939 “Мы можем маневрировать, подталкивать одну сторону против другой, чтобы лучше разодрались. Пакт о ненападении, в некоторой степени помогает Германии. Следующий момент — подталкивать другую сторону». Жуков «Воспоминания и размышления» : «И. В. Сталин убеждал нас в том, что гитлеровская Германия надолго связала себя, ввязавшись в войну с Францией и Англией, и выйдет из нее ослабленной»
Версия оказаться «третьим радующимся» не просто правдоподобна она очевидна. Как уж там использовать это положение: напасть самим или отсидеться это другой вопрос, о котором можно долго спекулировать. Но основной смысл пакта очевиден – пусть воюют мы приберем, что плохо лежит, а дальше посмотрим. «Посмотрим» предполагает разработку разных сценариев действий, и любые свидетельства о наступательных планах СССР совершенно не означают, что Сталин 100% собирался напасть. На то штабы и существуют, чтобы планировать разные варианты.
Отсидеться и посмотреть — вполне себе план, нормальный цинизм в духе времени. Ну просчитались, бывает, даже простые планы срабатывают редко.
Вместо того, чтобы придерживаться этой вполне логичной и не очень постыдной версии и официальная пропаганда и записные российские «патриоты» десятилетиями воспроизводят сказку про то, что СССР нужно было выиграть время для подготовки к войне.
Ладно они эту нелепицу в брежневском СССР рассказывали. Тогда у людей доступа к архивам не было и потому можно было говорить, что угодно – не проверят. Но даже сегодня, при широкой доступности информации, совсем неглупые, хорошо знающие историю, «патриоты», не только на публику твердят очевиднейшую глупость, но могут и совершенно искренне потом в гримерке после эфира то же самое доказывать. Прям бьются за нее до последней капли крови (именно воспоминание о подобных дискуссиях и подвигло меня написать данный пост).
Что характерно. Сталина сегодня даже «патриотам» не зазорно ругать. Допустим за репрессии, или за ошибки первого этапа войны. Казалось бы, что мешает признать еще одну нелицеприятную вещь о Сталине? Ну хотел быть «третьим радующимся», ну просчитался. Что тут такого?
Образ «победителя в войне» может немного пострадать от признания в сознательном ее разжигании. Однако здесь есть уже давно отработанная схема защиты про ответственность запада за Мюнхен и «все были хороши».
В общем зачем держаться за очевидную чушь непонятно. И просто оскорбительно для здравого смысла.