О том, как уровень доверия влияет на благосостояние общества

В предыдущих постах я говорил о таких причинах низкой производительности труда и благосостояния в России, как искажение стимулов и избыточное государственное регулирование.

В этом посте я остановлюсь на доверии, и постараюсь продемонстрировать, как оно влияет на благосостояние нашего общества.

Для начала предлагаю взглянуть на технический прогресс и рост производительности труда не как на возможность что-то делать быстрее, а как на возможность сэкономить чье-то время. А время, как известно, деньги.

1

То, что новый станок вместо 50 деталей в час может делать 100, позволяет рабочему работать не восемь часов в день, а четыре. Следовательно, новый станок генерирует +4 часа абстрактного свободного времени в день.

Если на перекрестке, где каждый день возникают пробки, построить мост, то десять тысяч людей, ежедневно стоящих в этой пробке, сэкономят, допустим, по десять минут своего времени в день. Таким образом, можно сказать, что мост генерирует 100 000 минут абстрактного свободного времени в день.

Наличие водоснабжения и отопления в современных домах позволяют их обитателям не тратить, скажем, ежедневно час своего времени на заготовку дров и воды.

Рассматривая процессы с такой точки зрения, мы получаем единую систему координат — сэкономленное время — в которой можно соотнести эффективность разных технических и социальных решений.

В этой системе координат можно увидеть, что изменение схемы движения или интервала работы светофора окажется по эффективности сопоставимо, например, со строительством моста.А отмена идиотских инструкций (ну как вот те из предыдущего поста), заставляющих десятки…тысячи миллионы людей заполнять ненужные бланки, дает тот же эффект, что и газификация сотни деревень.

2

Вооружившись таким подходом, поговорим о доверии.

Есть такой известный американский социолог Фрэнсис Фукуяма. В одной из его книг был примерно следующий пример:

Представьте себе две деревни с одинаковым количеством жителей, обладающих одинаковым набором производственных навыков, одинаковыми орудиями труда и одинаковым количеством земли идентичного качества. Однако в деревне №1 уровень доверия жителей друг к другу очень высок, а в деревне №2 очень низок.

Это приводит к тому, что жители деревни №2 тратят часть своих средств на покупку в городе замков и строительство заборов вокруг своих участков. Они содержат сторожевых собак и привлекают к составлению договоров друг с другом юристов, в отличие от деревни №1, где сделки совершаются на честном слове.

Жители деревни №1 кооперируются для организации доставки и продажи своей продукции в городе, снижая тем самым транспортные издержки за счет эффекта масштаба. Жители деревни №2, боятся, что их обманут и вынуждены каждый самостоятельно ездить продавать свою продукцию, неся большие издержки.

И, наконец, если всем жителям любой из этих деревень нужно будет скинуться на то, чтобы организовать проведение в деревню асфальтированной дороги, газа или электричества, деревня №1 сделает это быстрее и эффективнее, в то время как деревня №2 рискует не сделать этого вообще.

Очевидно, что качество жизни в деревне №2 окажется значительно ниже, чем в деревне №1, хотя орудия труда, квалификация рабочей силы и принципы организации производства у них одинаковые.

Graph_out-01

Деревня №2 — это про нас. Россия – страна заборов. Еще при Петре I, когда во время Северной войны армия вошла в Европу, дворяне с удивлением писали домой: как же так, в городах вокруг домов заборов нет? У нас до сих пор, куда ни поедешь, твои неизменные спутники — бесконечные линии бетонных заборов. Сколько можно было бы построить домов из этого бетона? Вот эти не построенные дома и есть наша плата за недоверие!

Однако заборы это мелочь. Важное на этой картинке:

Graph_out-02 (1)

Мы видим, что 3% от всего населения России (6% работающих) заняты в отраслях, напрямую связанных с недоверием. Я сюда еще армию со спецслужбами не включил. С их учетом ничего не производят около 10% занятых в России. Это несколько миллионов человек, в большинстве своем, здоровых мужчин работоспособного возраста. Они могли бы производить товары или строить дороги. Ну, на худой конец, демографическую ситуацию улучшать 🙂

Их рабочее время — это то, что можно было бы сэкономить, доверяй мы друг другу и внешнему миру несколько больше.

А сколько времени теряет каждый из нас, заказывая пропуска или ожидая записи своих паспортных данных при входе во всевозможные офисы и конторы?

В других странах, как это видно в таблице, плата за недоверие меньше: в США — не намного, а вот в Европе — в несколько раз. К сожалению, не нашел сопоставимой статистики по Японии. Но я уверен, что полицейских, юристов, и преступников там еще меньше.

Недостаток доверия бросается в глаза во всех сферах нашей жизни.

В европейские университеты можно зайти, не показывая студенческий билет. Так же и с общежитиями – никаких бабушек-вахтерш и этого советского «после 22 – не пущу!».

3

Еще один пример – наше метро, в котором сидит целая армия бабушек, следящих:

  • за турникетами (иногда почему-то совместно с полицией)
  • за эскалаторами.

То есть, во всем мире с эскалаторами пассажиры как-то сами справляются, а в России, то ли эскалаторы настолько опасные, то ли люди настолько бестолковые, что у каждой эскалаторной группы для безопасности обязан сидеть вахтер.

Зарплата у дежурного по эскалатору или турникету – 23-26 тыс. рублей. Работа сменная, то есть умножаем цифру минимум на 3 в отношении каждой эскалаторной группы и каждого входа в метро. На сегодняшний день в московском метро 190 станций. Количество входов и эскалаторных групп посчитать не берусь, но, думаю, сильно не ошибусь, если предположу что в среднем, с учетом 3-х смен, на станцию приходится по 10 сидящих у турникетов и эскалаторов сотрудников. Т.е. около 2000 человек заняты тем делом, которое можно было бы не делать. Эти 2000 человек обходится примерно в 600 млн. рублей ежегодно, не считая страховых взносов. Расчет конечно грубый, но порядок верный.
600 млн. рублей — это стоимость строительства 4-х детских садов или примерно столько же, сколько было выделено на поддержку детей-сирот в Москве на 2014-2016.

Я не призываю сейчас уволить всех этих вахтерш. Очевидно, что на турникетах без вахтерш будет много зайцев, а с эскалаторов временами падают пьяные мужчины. В расторопность экстренных служб при аварии на эскалаторе я и сам как-то не верю. Так что, лучше пусть вахтерши сидят рядом с эскалатором. Но мы должны понимать, что зарплата этих людей увеличивает стоимость проезда в метро просто потому, что мы недостаточно доверяем друг другу. Ну или недостойны доверия друг друга – как посмотреть.

Кстати, вход в метро в Вене выглядит вот так:

4

А вот так в Берлине:

5

Никаких бабушек-турникетов.

Или вот еще – вы когда-нибудь задумывались, почему у нас закрываются парки? В берлинский Тиргартен, например, можно попасть 24 часа в сутки. А наше, скажем, Коломенское закрывается в 9 часов вечера. Да и утром не побегать – парк работает с 8-9 часов утра. Но ведь с учетом асоциального поведения многих наших граждан, открытый на ночь парк – это дополнительные посты охраны 🙂

А в парижском Тюильри  стулья стоят, не «прибитые гвоздями к брусчатке» и не обмотанные цепями. И никто не боится, что их «увезут на дачу». У нас же либо лавочки в асфальт закатывают, либо специальные люди утром все расставляют, а вечером все убирают. И опять-таки, несколько человек выключены из процесса.

6

Другой пример из дорожного движения. Миллионы наших сограждан ежедневно стоят на переездах, теряя там по несколько часов минут своего времени в день. В сравнении с некоторыми странами, переезд у нас закрывается излишне заблаговременно. Иногда до подхода поезда ничего не происходит несколько минут. Лишнее время на переезде — это тоже из-за недоверия, недоверия к дисциплине водителей. Я как-то из интереса понаблюдал за работой переезда в Японии – он перекрывался менее чем за минуту до прохода поезда. И никаких «смотрителей за переездом» при этом не присутствует.

7

Если возвращаться к метафоре про мост, который ежедневно экономит 100 000 минут свободного времени, то изменение принципов работы переездов по всей стране даст эффект, сопоставимый со строительством нескольких десятков мостовНо для этого нужно доверять дисциплине водителей.

Как обычно, пару слов о строительстве. Сколько лишнего бетона и арматуры бессмысленно тратится на всех стройках страны из-за недоверия проектировщиков и регулирующих органов к качеству строительства.

Ведь строители могут:

  • недомерить;
  • недолить;
  • не прогреть;
  • залить не тот бетон;
  • ∞.

Поэтому в проект «на всякий случай» заведомо закладываются коэффициент порядка 1,4 от максимальной расчетной нагрузки. А эти 0,4 запаса (бессмысленно дополнительно залитый бетон и арматура) – это сотни тысяч не построенных квартир и не получивших их семей в год. В той же самой Японии «перезаклады» в проектировании минимальны, а дома выдерживают 9-балльные землетрясения.

Только проблема тут не в проектировщиках и контролирующих органах, а в том, что мы действительно можем недолить и недомерить.

Вопрос, почему у нас столь низкий уровень доверия и что с этим делать, требует отдельной дискуссии. Возможно, я затрону его позже, кому действительно интересно – рекомендую почитать «Доверие» Ф. Фукуямы.

В данном посте я лишь хотел продемонстрировать один из примеров того, как на уровень жизни влияют не технологии и не государство, а наши с вами представления и повседневное поведение. Ведь заборы строим мы сами. Мы не занимаемся благотворительностью, мы отказываемся от выгодных предложений малознакомых людей, мы нанимаем в первую очередь родственников, мы плохо умеем организовываться в ТСЖ. К тому же, всех этих бесконечных охранников в массе своей нанимают обычные средние предприниматели, а не государство.

Мы это делаем, потому что «вокруг негодяи»Но в этом случае следует признать, что «негодяями» является значительная доля населения страныТо, что мы мало доверяем окружающим, есть обратная сторона того, что многие из нас ведут себя не заслуживающим доверие образом. По всем исследованиям Россия – страна с одним из самых низких уровней доверия в мире.

Мы не доверяем друг другу, а потому живем гораздо хуже, чем могли бы.

На этом желаю всем приятного Нового года и временно прерываю серию постов про производительность.

Самое интересное — про мифологию, социальные навыки, управление символами и «ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?» — я изложу после праздников на трезвую голову :).

Доверяйте друг другу и оправдывайте доверие окружающих! Тогда все будут жить лучше :).

This site is registered on wpml.org as a development site.