На прошедшем недавно в Берлине «Форуме Бориса Немцова» много говорили о стоящих перед Россией проблемах и их причинах. Много языком политических заклинаний, меньше языком макроэкономических терминов. Со многим сказанным я был совершенно согласен, но меня не покидало ощущение, что некоторые выступающие сознательно или несознательно искажают причинно-следственные связи.
Конечно, авторитаризм и отсутствие стабильно работающих институтов негативно сказываются на экономике. Не буду спорить и с тем, что уровень концентрации капитала или история залоговых аукционов, продолжают влиять на настоящее будущее нашей политической системы. Ну а про недопустимость наращивания оборонных расходов при сокращении расходов на образование и здравоохранение я сам постоянно говорю. Но все вышеперечисленное это скорее следствия, а не первопричины нашего текущего бедственного положения.
Гораздо ближе к этим причинам следующие факты, изложенные одним из немецких участников форума.
Производительность труда на территории бывшего ГДР до сих пор составляет лишь 70% от уровня территорий бывшей ФРГ и этот разрыв уже много лет не демонстрирует никакой динамики к сокращению.
Помимо производительности труда восток существенно отстает от запада и по целому ряду других важных индикаторов уровня конкурентоспособности экономики. На востоке создается меньше предприятий на 10 000 жителей, внедряется в разы меньше инноваций на предприятие, меньше доля экспорта в производимой продукции.
Этот список можно продолжать еще долго, вывод один: экономика востока через 26 лет интеграции до сих пор качественно хуже экономики запада и разрыв скорее растет нежели сокращается.
Этот факт нужно каждый день повторять всем тем, кто пытается объяснить российские проблемы плохими законами, плохим правительством или отсутствием инвестиций.
На восток Германии были сразу перенесены хорошие законы и институты ФРГ с богатой практикой правоприменения. Править востоком сразу стала довольно профессиональная бюрократия с нормальными стимулами и практиками.
Для выравнивания уровня экономического развития востока с запада Германии за эти годы были перекачено более 1,5 триллионов (!) евро. Если считать на душу населения (15 млн человек) то это на порядки больше, чем самые завиральные оценки необходимых для процветания России инвестиций.
И несмотря на все это восточные немцы, до сих пор никак не могут выровнять свое отставание от немцев западных, находясь при этом под одной системой управления, в единой институциональной среде и получив частные инвестиции и межбюджетные трансферты в масштабах, которые нам и не снились.
Как жаль что я не знал данных фактов в период чтения лекций и написания постов про причины нашего отставания от запада. Тогда вот здесь http://dm-nekrasov.livejournal.com/15365.html я написал буквально следующее:
«Я уверен, что если бы вдруг население Германии и России было равным по численности, и мы бы всех русских перенесли в Германию с их законами, дорогами, оборудованием, климатом и даже правительством, а всех немцев — в Россию с ее законами, дорогами, климатом и правительством, то немцы у нас сразу же стали бы жить, конечно, хуже, чем у себя, но гораздо лучше, чем мы сейчас. А мы в Германии со всеми ее удобствами — лучше, чем мы сейчас, но все равно гораздо хуже, чем немцы сегодня.
Потому что, к сожалению, многие навыки, важные для благосостояния общества, отсутствуют у значительной части нашего населения.»
Что ж теперь у меня есть абсолютно неопровержимые статистические доказательства правильности этого утверждения, причем на примере даже не русских, а самих немцев:)
Понятно, что сложные общественные явления находятся в отношениях диалектического взаимовлияния, но для меня очевидно, что в тезисах «так живем потому, что Путин» и «Путин потому, что так живем» 90% правды приходится на второй тезис и лишь 10% на первый.
Для убедительности приведу более очевидную пару утверждений: (1) «95% россиян считают что цены на товары первой необходимости должны регулироваться государством потому, что политическая элита последние годы злоупотребляла социал-популистской риторикой» и (2) «политическая элита последние годы злоупотребляла социал-популистской риторикой потому, что 95% россиян считают что цены на товары первой необходимости должны регулироваться государством».
Подумайте сами какое из этих двух утверждений более обосновано.
В этом контексте утверждения что «спасение России в парламентской республике» или «спасение России в развитии малого бизнеса» либо заведомо наивны, либо (что скорее всего) направлены на сознательное оглупление целевой аудитории (а в чем тогда отличие от Путина?)
Правда состоит в том, что сегодняшние россияне в России при любых реформах, любых правительствах, инвестициях и институтах на своей жизни не смогут жить как сегодняшние датчане. Не смогут в первую очередь потому, что они не обладают социальными навыками и компетенциями для того, чтобы обеспечить себе высокие жизненные стандарты, а уже во вторую потому, что обеспечить самим себе высокие жизненные стандарты им мешают Путин, климат или мировая закулиса.
Но какой политик скажет эту горькую правду с трибуны?
Все вышесказанное не к тому, что призываю отказаться от борьбы с режимом, привлечения инвестиций или развития институтов, а к тому, что путь к решению проблем решит через их правильное понимание.
Первичными являются проблемы связанные с текущим качеством человеческого капитала поэтому обсуждение тенденций, изложенных, например, в докладе КГИ об эмиграции https://komitetgi.ru/analytics/2977/ , на мой взгляд, гораздо интересней обсуждения того, как Россию спасет парламентская республика или демонополизация.
Я вижу 3 направления снижения качества человеческого капитала, приведу их в порядке убывания значимости.
1. Баланс миграционных потоков.
Мы экспортируем в развитые страны образованный высококвалифицированный человеческий капитал, преимущественно владеющий современными социо-культурными практиками и разделяющий прогрессисткие ценности (включая ценности демократического управления государством и секулярного общества).
В то же время мы импортируем, в основном из Средней Азии, в массе своей, низкоквалифицированных малообразованных носителей традиционалистских ценностей и практик.
В этом смысле утверждение, что «современные люди бегут от государства, впадающего в средневековье», такая же часть правды как и утверждение, что «государство адаптируется к запросам архаизирующегося общества»
2. Баланс стимулов к саморазвитию.
Физически наличествующее население не самосовершенствуется (а в массе своей деградирует) по целому набору причин:
А) Деградирующая и архаизирующаяся система образования;
Б) Структура экономики, не предъявляющая спроса на высококвалифицированные кадры. В этих условиях более качественное образование может привести лишь к росту эмиграции, т.к. для квалифицированных работников нет адекватных мест внутри страны;
В) Низкий уровень позитивной мотивации к развитию, связанный с клановостью, кумовством и иными ограничениями вертикальной мобильности;
Г) Негативная мотивация к развитию, выраженная в патерналистской риторике и практике действий государства, а также социал-иждивенческих установках самого населения;
Д) Что-то, чего я не могу объяснить рационально, но описал бы как «внутренний запрос на архаизацию».
Ведь тупую жвачку сериалов и ток-шоу целыми днями потребляют те самые возрастные группы, которые еще совсем недавно были авангардом «самой читающей нации в мире». Сегодняшние же сопоставления количества и качества книг издаваемых у нас и, допустим, в США, вызывают лишь глухую тоску.
В это мрачное болото нас загнал уже точно не Путин и даже не Адам Смит, а кто-то вроде Гумилева.
3. Эффективность использования человеческого капитала.
Помимо возможностей импортировать и развивать человеческий капитал также стоит вопрос эффективного использования наличных ресурсов. И здесь у нас:
А) Уже упомянутая клановость на всех уровнях и низкая вертикальная мобильность, препятствующая занятию постов наиболее компетентными;
Б) Несоответствие структуры экономики структуре образования, приводящее к тому, что очень существенная часть населения работает не по специальности и учится вхолостую;
В) В последнее время произошли негативные изменения критериев отбора управленческих кадров (и это единственная вещь которая произошла исключительно при Путине).
Есть такая логика быстрой модернизации: «своих быстро не изменишь, проще чужих завезти». Если допустим датчане живут хорошо, то для того, чтобы приблизится к их стандартам нужно на все руководящие должности вместо россиян назначить датчан, ну или, по крайней мере, россиян выученных в Дании и разделяющих их ценности.
Эту логику в свое время успешно использовал Петр I или совсем недавно Ли Куан Ю. Эту логику мы частично исполтьзовали где-то между 1987 и 2013 годом. Инструментально она предполагала в хозяйственной деятельности продажу активов иностранцам/приглашение менеджеров экспатов. В политике – опору на примеры из западного опыта и кадры этот опыт пропагандирующие.
С модой на исконно-пасконное эта логика также изменилась и продолжает меняться. Последствия этого нам еще предстоит ощутить.
Многие из прочитавших этот список проблем совершенно справедливо заметят, что Путин, политические институты и экономическая политика определяют эти тенденции изменения качества человеческого капитала. Однако утверждение, что изменение качества человеческого капитала определяет Путина, институты и даже экономическую политику объясняет бОльшую часть правды.
Тех кто со мной не согласен снова отсылаю к восточным немцам, которые без Путина, зато с институтами и инвестициями так и не могут догнать западных, подобно Ахиллесу, устремившемуся за известной черепахой.